Недавно опубликованное исследование сайта Avito показало, что за первый квартал 2021 года зафиксирован рост спроса на покупку готового бизнеса.
Наибольшей популярностью пользуются интернет-магазины, спрос на них вырос на 31%, следом идут строительные компании (19%) и торговые предприятия (15%), затем ниши, сильно пострадавшие в период пандемии – кафе, рестораны и парикмахерские. В процентном соотношении интерес к сфере общественного питания вырос на 9%, сфере развлечений на 6%. В совокупности спрос на бизнес «под ключ» увеличился на 10%.
Предпосылки к повышению спроса
Рост продаж готового бизнеса и увеличение спроса на него объяснить достаточно просто. Как мы все помним, начало пандемии, а это практически год назад, ознаменовалось чередой банкротств. Сфера МСП и микробизнес пострадали колоссально, многие владельцы, чтобы получить хоть какие-то средства, продавали свой бизнес за бесценок. А те люди, кто, напротив, имел возможность в тот момент вложить деньги, по сути, попали на распродажу. Сейчас же, когда последствия кризиса минимизируются, этот же готовый бизнес можно продать за большую стоимость.
Пока что мы вынуждены жить в условиях пандемии, поэтому тренд на покупку бизнеса, модель которого построена на онлайн взаимодействии, сохраняется. В первую очередь это нишевые интернет-магазины, доставка готовой еды и продуктов, онлайн-образование.
На этом фоне наименьшим спросом пользуется сфера развлечений и общественного питания. Пока сохраняются ограничения на количество человек в помещении, да и сами граждане всё ещё стараются не посещать людных мест, подобные ниши не столь прибыльны как раньше.
Но эта же ситуация может сыграть в обратную. Как отражено в исследовании, спрос на эти ниши тоже возрос, а значит инвесторы видят потенциал. Сейчас середина весны - прекрасная погода, всё ближе майские праздники, за ними лето и каникулы, люди всё больше проводят времени в парках и на летних верандах, которые уже начинают открываться. Будем честны, от ограничений многие уже устали, встретиться с друзьями где-то в кафе или другом подобном месте особенно ценно, ведь ровно год назад такой возможности не было.
Сделать ставку стоит и на то, что ограничения постепенно ослабевают, поэтому популярность общественных мест тоже будет набирать обороты. На этом фоне не стоит забывать и про формат франшизы, который очень распространён. В первую очередь это касается как раз точек быстрого питания и формата кофе «с собой».
На что обратить внимание при покупке
Приобретение готового бизнеса кажется очень соблазнительной инвестицией. За определённую сумму в вашем распоряжении окажется сразу всё: и компания, и товар, и клиентская база, и бренд – бери и пользуйся.
На практике же всё иначе, не стоит забывать и о рисках, вот основные из них:
· Бизнес с долгами. Такие случаи не редкость, поэтому при аудите необходимо тщательно проверить бухгалтерию, чтобы в будущем не закрывать долговые обязательства за бывшим владельцем.
· «Мёртвый» бизнес. Ситуация, когда финансовые показатели компании подделаны, и новый владелец получает фирму без какого-либо спроса на производимую продукцию или предоставляемые услуги.
· Юридические риски. Сюда можно отнести все нюансы, касающиеся сферы деятельности компании – лицензии, законодательство, сертификаты на продукцию разрешения и др. А также договор передачи прав, который должен быть грамотно составлен и защищать интересы нового владельца. Обойтись без помощи юриста в таких ситуациях удаётся редко, и лучше не рисовать, дабы избежать дальнейших осложнений.
· Прозрачность бухгалтерии. Это очень важный параметр, он позволяет не только отследить деятельность фирмы за определённый период времени, но избежать проблем с налоговой службой.
Конечно, есть и много других факторов, на которые покупатель должен обратить внимание: востребованность ниши, наличие клиентской базы, базы контрагентов и др. Также инвестор должен отдавать себе отчёт о сроках окупаемости вложений, удовлетворяют ли они его и как он отреагирует, если по факту сроки окажутся больше прогноза.