}
Законодательно понятие «рейдовый осмотр» закреплено в ст. 71 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Рейдовый осмотр представляет собой визит представителей контрольно-надзорных органов на объект, с целью проверки и оценки соблюдения требований к его использованию. При этом важно, что этим объектом управляют несколько лиц, обязанных отчитываться перед муниципалитетом и государством. Например, это может быть проверка бизнес-центра, рынка, акватории водоёма, определённая земельная территория, парки аттракционов и другие объекты.
В отличие от других проверок, рейд не может проводиться в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя. Например, если на территории водоёма находится рыбное хозяйство, представители надзорных органов будут проверять именно водоём и прилегающие территории, а также действия хозяев предприятия относительно этих объектов, а не всё производство в целом.
Мероприятие может проводиться как одним надзорным органом, так и в межведомственном формате. Чаще всего проверки такого формата проводят МЧС, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Ространснадзор, Департамент природопользования и охраны окружающей среды. При этом допускается привлечение представителей экспертных организаций.
Инспекционной комиссией могут использоваться следующие методы:
Рейдовый осмотр может быть поведён только при согласовании с прокуратурой, Однако есть ряд исключений, они прописаны в статье 57 Федерального закона № 248: наличие у проверяющего органа сведений о причинении вреда или его угрозе; поручение Президента или поручение Правительства РФ; требование прокурора; истечение срока устранения нарушения.
К рейдовым осмотрам приравнивается и проверка исполнения срочных указов. Например, в период пандемии COVID-19 предприятия должны обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, направленных на недопущение распространения инфекции. Поэтому важно обращать внимание и на подобные нюансы, чтобы избежать санкций.
Законом регулируется и продолжительность рейдерского осмотра. Проверка одного объекта не может занимать больше 10 дней, а взаимодействовать с одним контролирующим лицом возможно не более 1 дня.
При проведении рейдерского осмотра представители находящихся на объекте компаний обязаны обеспечить инспекторам беспрепятственный доступ к необходимым для проверки объектам инфраструктуры, исключение составляют жилые помещения.
Для предпринимателей подготовка к рейдовому осмотру не отличается от подготовки к любой другой проверке. Самое главное, в день проверки привлечь юриста, который может проследить за соблюдением норм проведения осмотра инспектором и общаться с ним апеллируя нормами законодательства. По итогу проверки инспектор составляет акт нарушений, если они выявлены. Юрист также понадобится, чтобы подготовить возражения для апелляции. Учитывая, что рейдовые осмотры в большинстве своём являются плановыми мероприятиями, с привлечением специалистов проблем возникнуть не должно.
Если бизнесмен не согласен с результатом проверки, он имеет право оспорить акт с зафиксированными нарушениями. Порядок обжалования зафиксирован в главе 9 №248 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В первую очередь необходимо попробовать решить конфликт в досудебном порядке путём подачи жалобы в компетентный орган. Срок подачи составляет 30 календарных дней с момента нарушения прав. Жалоба подлежит рассмотрению в течение двадцати рабочих дней со дня её регистрации. В определённых случаях, установленных положением о виде контроля, этот срок может быть продлен указанным органом ещё на двадцать рабочих дней.
Если же жалоба не принесла ожидаемых результатов, предприниматель вправе обратиться в суд за защитой своих прав.