}
21 марта прошлого года произошло событие, которое нанесло ущерб и заставило переосмыслить свой подход множество мелких бизнесов и индивидуальных предпринимателей, продающих свои товары и услуги в социальной сети Instagram*. Согласно решению Тверского районного суда г. Москвы от 21.03.2022 № 02-2473/2022, деятельность Meta Platforms Inc., в которую входят Instagram и Facebook. Стоит отметить, что WhatsApp, принадлежащий той же компании, под блокировку не попал – в нем не получится публично распространять информацию. Деятельность компании была признана экстремистской из-за публикации материалов, содержащих призывы к осуществлению насильственных действий экстремистского характера в отношении граждан Российской Федерации и отказа удалить данные материалы.
Еще до этого момента Роскомнадзор уже заблокировал Instagram на территории РФ по требованию Генпрокуратуры № 27-31-2022/Треб22-22 от 11.03.2022.
Обычных пользователей Facebook и Instagram уголовная ответственность коснется только в том случае, если они займутся распространением экстремистской информации (например, призывов к насилию над гражданамb РФ). За просто использование аккаунта в данных соцсетях наказания не последует.
С бизнесами, ведущими страницы в Instagram, дело обстоит сложнее. Они рискуют быть привлеченными к уголовной ответственности, если перечислят любую сумму средств в Meta Platforms, Inc., будь то оплата рекламного кабинета или прочих сервисов, — это считается финансированием экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК).
Есть также и риски получения административной ответственности за размещение логотипов Instagram и Facebook в публичных источниках, так как это символика экстремистских организаций (ч. 1 ст. 20.3 КоАП). Юридическим лицам это грозит штрафом до 50 тыс. рублей, а физлицам – арестом до 15 суток. Если при упоминании Meta в публичных источниках не указать, что это экстремистская организация, нарушителя оштрафуют по статье 13.15 КоАП.
Первый случай привлечения к уголовной ответственности за ведение аккаунта в Instagram произошел в сентябре прошлого года. Популярного блогера Веронику Логинову обвинили в совершении действий по привлечению пользователей в соцсети Facebook и Instagram и размещении там материалов, в том числе и рекламных. Прокуроры увидели в такого рода деятельности «склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации» (ч.1.1 ст.282.2 УК РФ, максимальный срок — до 8 лет лишения свободы), «участие в деятельности экстремистской организации» (ч.2 ст.282.2 УК РФ, до 6 лет лишения свободы).
Прецедентов с привлечением к ответственности за ведение бизнес-аккаунтов пока не было зафиксировано.
Для начала предпринимателем нужно позаботиться о своей безопасности и удалить из электронных рассылок и с сайтов все иконки и ссылки на запрещенные соцсети, включая плагины для репостов и комментариев. Или же промаркировать их экстремистские.
А что касается ведения бизнес-аккаунтов в Instagram, не стоит класть все яйца в одну корзину и концентрироваться в пределах одной соцсети. Многие мелкие бизнесы, столкнувшись с данной проблемой, начали переносить своих подписчиков и искать новых во «ВКонтакте», Telegram и «Яндекс. Дзен», а также осваивать другие рекламные инструменты – например, контекстную рекламу.
* Соцсеть, признанная в России экстремистской