}
Публикации и общественные проекты
Назад
Подписан закон, регулирующий налогообложение майнинга криптовалют
17 Декабря 2024

Подписан закон, регулирующий налогообложение майнинга криптовалют

Поделиться:

В частности, внесенные изменения устанавливают налоговую базу по доходам в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга, при этом соответствующие налоги уменьшаются на сумму налоговых вычетов

Один из экспертов «АГ» заметил, что изменения затрагивают майнеров, инвесторов, операторов инфраструктуры и прочих участников криптовалютного рынка, вводя четкие правила и требования к налогообложению. По мнению другого, нововведения поспособствуют упорядочиванию майнинговой деятельности, которая в России фактически уже сформировалась в самостоятельный рынок.

 

Владимир Путин подписал Закон о внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ, регулирующие налогообложение майнинга криптовалют.

Закон дополняет п. 2 ст. 38 НК абзацем, согласно которому цифровая валюта, в том числе используемая в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам) в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, установленного в соответствии со ст. 1.1 Закона о цифровых финансовых активах, цифровой валюте, признается имуществом.

Также в Налоговый кодекс включена ст. 86.5 «Обязанность оператора майнинговой инфраструктуры, связанная с осуществлением налогового контроля», в соответствии с которой оператор обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты лицом, которому он оказывает услуги по предоставлению майнинговой инфраструктуры. Состав таких сведений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на контроль и надзор в области налогов и сборов. Сведения направляются в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Глава 16 НК дополнена ст. 129.16, устанавливающей штраф в размере 40 тыс. руб. за нарушение оператором установленного срока сообщения сведений в налоговый орган.

Законом объектами налогообложения признаны операции по осуществлению майнинга цифровой валюты и операции по ее реализации. Пункт 2 ст. 149 дополнен подп. 44, согласно которому к операциям, не подлежащим налогообложению, относятся услуги уполномоченной организации, обеспечивающей заключение сделок с цифровой валютой в рамках экспериментального правового режима, оказываемых в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, установленного в соответствии со ст. 1.1 Закона о цифровых финансовых активах, цифровой валюте о внесении изменений в отдельные законодательные акты. Согласно поправкам к доходам от источников в РФ относятся доходы в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга в Российской Федерации.

Внесенные изменения устанавливают налоговую базу по доходам в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга, при этом соответствующие налоги уменьшаются на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подп. 5 п. 1 ст. 220 или ст. 221 НК. Также введена налоговая база по доходам от приобретения, от продажи или иного выбытия цифровой валюты. Теперь абз. 14 становится абз. 15, а абз. 15 – абз. 16, который изложен в следующей редакции: «При определении налоговых баз, указанных в подп. 1 и 13 настоящего пункта, соответствующие доходы уменьшаются на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подп. 1 (в части, относящейся к проданному имуществу и (или) доле (долям) в нем) и подп. 2 и 5 п. 1 ст. 220 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных указанной статьей».

Закон предусматривает изменения п. 1 ст. 211 НК. Так, абз. 1 изложен в новой редакции: «При получении налогоплательщиком дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 105.3 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, если иное не установлено настоящей главой». Также данная статья дополнена абз. 3 и 4 следующего содержания: «К доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится доход в виде цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты. Стоимость цифровой валюты определяется исходя из рыночной котировки такой цифровой валюты в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному ст. 282.3 настоящего Кодекса, для целей настоящего пункта – на дату фактического получения соответствующего дохода, для целей п. 3 ст. 212 настоящего Кодекса – на дату сделки».

В п. 3 ст. 212 НК добавлен абз. 3, согласно которому при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от приобретения цифровой валюты налоговая база определяется как превышение стоимости цифровой валюты, определенной в порядке, установленном п. 1 ст. 211 НК, над суммой фактических расходов налогоплательщика на ее приобретение.

Кроме того, в п. 1 ст. 220 НК включен подп. 5, в соответствии с которым имущественный налоговый вычет предоставляется при получении дохода в виде цифровой валюты, полученной налогоплательщиком в результате майнинга, в размере фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с осуществлением майнинга такой цифровой валюты.

Закон дополняет ст. 223 НК п. 1.3, который определяет, что для доходов в виде цифровой валюты, полученной в результате майнинга, датой фактического получения доходов признается дата, на которую у лица, осуществляющего майнинг, возникает право распоряжаться такой цифровой валютой, в том числе путем ее зачисления непосредственно на счет другого лица.

Поправками п. 4 ст. 271 НК введен подп. 20, согласно которому для внереализационных доходов датой их получения признается дата, на которую у лица, осуществляющего майнинг цифровой валюты, возникает право распоряжаться такой валютой. Также ст. 274 дополнена п. 24 следующего содержания: «Особенности определения налоговой базы по операциям с цифровой валютой устанавливаются с учетом положений ст. 282.3 настоящего Кодекса».

Изменениями в НК добавлена ст. 282.3 «Особенности определения налоговой базы по операциям с цифровой валютой». В частности, данная статья устанавливает, что налоговая база по таким операциям определяется отдельно от общей налоговой базы, если иное не предусмотрено этой статьей. Доходы от майнинга определяются исходя из рыночной котировки на дату признания дохода, которая определяется ценой закрытия, рассчитываемой иностранным организатором торговли, включая биржу, по сделкам, совершенным через него в течение торгового дня.

Иностранным организатором может быть лицо, объем торгов по сделкам которого превышает 100 млрд руб. за соответствующий торговый день, при условии что информация о рыночных котировках размещается на его официальном сайте в течение трех лет, предшествующих дате совершения операций с цифровой валютой. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать рыночную котировку и торговую пару, цена закрытия которой будет признаваться рыночной котировкой цифровой валюты. Цена закрытия цифровой валюты, выраженная в иностранной валюте, а также в иностранных цифровых правах, курс которых привязан к курсу иностранной валюты, пересчитывается в рубли по официальному курсу Центробанка России, действовавшему на дату признания дохода.

Кроме того, данная статья устанавливает, что доход от реализации цифровой валюты определяется исходя из ее фактической цены, но не ниже рыночной котировки такой валюты, уменьшенной на 20%. При приобретении цифровой валюты ее стоимость определяется исходя из цены приобретения, но не выше рыночной котировки, увеличенной на 20%. При реализации или безвозмездной передаче цифровой валюты налогоплательщик определяет налоговую базу как доход от ее реализации, уменьшенный на ее стоимость и затраты на реализацию такой цифровой валюты. При безвозмездной передаче доход от реализации цифровой валюты определяется исходя из рыночной котировки такой валюты на дату передачи. При реализации или ином выбытии цифровой валюты налогоплательщик может выбрать метод списания на расходы стоимости выбывшей цифровой валюты: по стоимости первой по времени приобретения (ФИФО) или по стоимости единицы.

Расходы налогоплательщика, связанные с осуществлением майнинга цифровой валюты, независимо от их состава признаются косвенными расходами. В целях налогообложения текущая переоценка цифровой валюты не производится. Доходы и расходы по операциям с цифровыми валютами, за исключением доходов и расходов, связанных с осуществлением майнинга цифровой валюты, в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, предусматривающего использование цифровой валюты в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам) и установленного в соответствии со ст. 1.1 Закона о цифровых финансовых активах, цифровой валюте, учитываются в общей налоговой базе.

Закон дополнил подп. 2 п. 5 ст. 346.5 НК абз. 8, в соответствии с которым стоимость цифровой валюты определяется исходя из цены приобретения в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 3 ст. 282.3 НК, но не выше дохода, полученного от ее реализации. При получении цифровой валюты налогоплательщиком без несения соответствующих расходов на ее приобретение стоимость такой валюты определяется в размере дохода исходя из ее рыночной котировки на дату ее получения. При этом убытки, полученные от ее реализации, не учитываются.

В подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК добавлен абз. 7, который разъясняет, что стоимость цифровой валюты определяется исходя из цены приобретения в порядке, предусмотренном абз. 2 п. 3 ст. 282.3 НК, но не выше дохода, полученного от ее реализации. При получении цифровой валюты налогоплательщиком без несения соответствующих расходов на ее приобретение стоимость такой цифровой валюты определяется в размере дохода исходя из ее рыночной котировки на дату ее получения. При этом убытки, полученные от ее реализации, не учитываются.

В соответствии с законом патентная система налогообложения не применяется в отношении осуществления майнинга цифровой валюты, а также сделок по реализации (приобретению) цифровой валюты.

Корреспондирующие поправки внесены в Закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима “Налог на профессиональный доход”» и в Закон о проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Автоматизированная упрощенная система налогообложения». Также изменения внесены в Закон от 19 декабря 2023 г. № 610-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

Устанавливается, что стоимость цифровой валюты, полученной в результате осуществления майнинга цифровой валюты и принятой к налоговому учету до дня вступления в силу ст. 2 закона, равна сумме расходов налогоплательщика, связанных с осуществлением майнинга такой цифровой валюты, не признанных для целей налогообложения на указанную дату в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ.

В комментарии «АГ» управляющий партнер консалтинговой компании «Дубинин & партнеры» Олег Дубинин отметил, что нововведения поспособствуют упорядочиванию майнинговой деятельности, которая в России фактически уже сформировалась в самостоятельный рынок. По его мнению, правовая определенность в вопросах налогообложения привлечет крупных участников оборота, а для государства это станет дополнительной статьей дохода, которая может измеряться десятками миллиардов рублей в год. «В то же время помимо очевидной налоговой выгоды такое регулирование поспособствует прозрачности отрасли и поможет минимизировать негативное влияние нелегального майнинга на энергосистему. Таким образом, данные поправки нацелены на соблюдение баланса интересов бизнеса и государства на рынке криптовалют», − полагает эксперт.

Некоторые специалисты высказывают предположения о том, что новые требования простимулируют объединение мелких майнеров либо их присоединение к более крупным, поскольку теперь соблюдение закона потребует множества административных расходов, а это по карману далеко не всем, добавил Олег Дубинин.

Председатель совета московской коллегии адвокатов «Андреев, Каганский, Гузенко и Партнеры» Андрей Андреев заметил, что изменения затрагивают майнеров, инвесторов, операторов инфраструктуры и прочих участников криптовалютного рынка, вводя четкие правила и требования к налогообложению.

Андрей Андреев выделил риски и вызовы, которые могут возникнуть при вступлении закона в силу. Во-первых, рост налоговой нагрузки: новые правила накладывают дополнительные обязательства на участников криптовалютного рынка, увеличивая налоговую нагрузку и необходимость тщательного учета операций. Во-вторых, административная сложность: учет рыночных котировок, выбор биржи и ведение отчетности могут оказаться сложными для майнеров и трейдеров. Кроме того, взаимодействие операторов с налоговыми органами потребует новых внутренних процедур. В-третьих, штрафы за несоблюдение: операторы, не предоставляющие данные в налоговые органы, столкнутся с санкциями, а неточности в расчетах налогов могут привести к дополнительным проверкам и штрафам.

По мнению адвоката, поправки направлены на интеграцию криптовалютного сектора в российскую правовую систему и повышение прозрачности финансовых потоков. «Однако участникам рынка следует подготовиться к повышению налоговых обязательств, увеличению административной нагрузки и необходимости строгого соблюдения новых требований», – резюмировал Андрей Андреев.


Андреев Андрей - Адвокат Адвокатской палаты Московской области, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Каганский, Гузенко и Партнеры» читать статью на Адвокатская Газета