}
Публикации и общественные проекты
Назад
Поставщик значительно поднял цены: когда с ним можно поспорить
Публикация 08 Июля 2022

Поставщик значительно поднял цены: когда с ним можно поспорить

Поделиться:

События последних нескольких месяцев внесли свои коррективы во множество сфер как общественной жизни, так и бизнеса. Одним из наиболее острых моментов стали отношения между заказчиками и поставщиками. Рост цен ощутили даже компании, напрямую не сотрудничающие с иностранными контрагентами.

Меняются логистика, курсы валют, способы оплаты, стоимость сырья и производства, этим новые цены и обусловлены. Однако вопрос, что в подобной ситуации делать заказчику и как защититься от резкого поднятия стоимости, остается открытым.

На основе договора

Отношения между контрагентами должны быть зафиксированы документально, поэтому основной аргумент заказчика — договор поставки.

Кроме стандартных пунктов — предмет договора, ответственность сторон, разрешение споров — в обязательном порядке должны быть зафиксированы:

  • сроки поставки,
  • ответственность за поставку не того товара, а также дефективной/испорченной продукции,
  • условия изменения цены.

Последний пункт здесь наиболее важен.

Условия изменения цены могут быть различными: рост инфляции, удорожание производства, значительное изменение курса валют, если это действительно влияет на ценообразование, и т.д. В том числе это могут быть и факторы, связанные с третьими лицами. Например, если в качестве поставщика выступает посредник между производителем и конечным покупателем. Сама же причина повышения должна быть в обязательном порядке озвучена заказчику.

В договоре желательно прописывать не только причину, но и порядок изменения: после уведомления покупателя, после подписания соглашения с покупателем, без уведомления покупателя.

Иные причины

Поставщик вправе поднимать цены в иных случаях, не предусмотренных договором:

  • по соглашению с покупателем,
  • согласно нормам закона.

Первый вариант актуален для ситуаций, когда договор не содержит пункта об изменении цены или же наступили причины, объективно влияющие на стоимость, но они не были отражены в документе. Тогда изменения заключаются в дополнительном соглашении, составленном в аналогичной основному договору форме.

Также дополнительное соглашение о повышении цены поставки используется для оформления штрафных санкций, наложенных на заказчика за нарушение условий договора.

Дополнительное соглашение вступает в силу только после того, как оно подписано обеими сторонами. В случае когда заказчик не согласен на новые условия, опираться следует на нормы законодательства РФ.

Поставщик должен зафиксировать основания для изменения условий договора и направить предложение партнеру. Затем в течение 30 дней получить ответ. В случае отказа или отсутствия отклика — направить иск в суд.

Право требовать изменения цены у поставщика возникает на основе п. 4 ст. 451 ГК РФ, когда расторжение договора невозможно по причинам противоречия общественным интересам или же ущерб от расторжения ударит по контрагентам сильнее, чем исполнение обязательств.

Этот аналог понятия «форс-мажор» прекрасно иллюстрирует ситуацию, царившую на рынке в конце февраля — начале марта.

Чтобы суд встал на сторону продавца, ему нужно доказать наличие условий, прописанных в п. 2 ст. 451 ГК РФ:

  1. в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
  2. изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
  3. исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
  4. из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Варианты действий

Таким образом, у заказчика есть несколько вариантов действий, если поставщик повышает цены.

  1. Ссылаться на пункты договора, если он был заключен. Внимательно следовать прописанным причинам повышения цены и отстаивать свою позицию с опорой на документ. И главное — помнить, что ни при каких условиях продавец не может требовать доплаты за уже оплаченный товар.
  2. Требовать обоснования причины изменения цены при наступлении иных случаев, не прописанных в договоре.
  3. Активно торговаться или просить отсрочку платежей. Несмотря на обстоятельства, которые привели к росту стоимости, поставщик вряд ли захочет терять покупателя, особенно того, с которым работает несколько лет. Это значит, что можно рассчитывать на привилегии: например, договориться о скидке, снизить цену на несколько партий товара или же изменить порядок оплаты на более комфортный для себя.
  4. Сменить поставщика. Сохранить рабочие отношения с контрагентом и полюбовно договориться удается не всегда. В таких случаях не стоит бояться менять партнера. Бизнес и собственная выгода должны быть на первом месте. Конечно, при условии, если есть другие поставщики. Продавцы сами заинтересованы в клиентах, которые делают большие заказы. Поэтому чем крупнее ваша компания, тем выше вероятность договориться о лучших условиях.

Андрей Андреев, адвокат, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и партнеры» Дата публикации: 08.07.2022