}
События последних нескольких месяцев внесли свои коррективы во множество сфер как общественной жизни, так и бизнеса. Одним из наиболее острых моментов стали отношения между заказчиками и поставщиками. Рост цен ощутили даже компании, напрямую не сотрудничающие с иностранными контрагентами.
Меняются логистика, курсы валют, способы оплаты, стоимость сырья и производства, этим новые цены и обусловлены. Однако вопрос, что в подобной ситуации делать заказчику и как защититься от резкого поднятия стоимости, остается открытым.
Отношения между контрагентами должны быть зафиксированы документально, поэтому основной аргумент заказчика — договор поставки.
Кроме стандартных пунктов — предмет договора, ответственность сторон, разрешение споров — в обязательном порядке должны быть зафиксированы:
Последний пункт здесь наиболее важен.
Условия изменения цены могут быть различными: рост инфляции, удорожание производства, значительное изменение курса валют, если это действительно влияет на ценообразование, и т.д. В том числе это могут быть и факторы, связанные с третьими лицами. Например, если в качестве поставщика выступает посредник между производителем и конечным покупателем. Сама же причина повышения должна быть в обязательном порядке озвучена заказчику.
В договоре желательно прописывать не только причину, но и порядок изменения: после уведомления покупателя, после подписания соглашения с покупателем, без уведомления покупателя.
Поставщик вправе поднимать цены в иных случаях, не предусмотренных договором:
Первый вариант актуален для ситуаций, когда договор не содержит пункта об изменении цены или же наступили причины, объективно влияющие на стоимость, но они не были отражены в документе. Тогда изменения заключаются в дополнительном соглашении, составленном в аналогичной основному договору форме.
Также дополнительное соглашение о повышении цены поставки используется для оформления штрафных санкций, наложенных на заказчика за нарушение условий договора.
Дополнительное соглашение вступает в силу только после того, как оно подписано обеими сторонами. В случае когда заказчик не согласен на новые условия, опираться следует на нормы законодательства РФ.
Поставщик должен зафиксировать основания для изменения условий договора и направить предложение партнеру. Затем в течение 30 дней получить ответ. В случае отказа или отсутствия отклика — направить иск в суд.
Право требовать изменения цены у поставщика возникает на основе п. 4 ст. 451 ГК РФ, когда расторжение договора невозможно по причинам противоречия общественным интересам или же ущерб от расторжения ударит по контрагентам сильнее, чем исполнение обязательств.
Этот аналог понятия «форс-мажор» прекрасно иллюстрирует ситуацию, царившую на рынке в конце февраля — начале марта.
Чтобы суд встал на сторону продавца, ему нужно доказать наличие условий, прописанных в п. 2 ст. 451 ГК РФ:
Таким образом, у заказчика есть несколько вариантов действий, если поставщик повышает цены.
Андрей Андреев, адвокат, председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и партнеры» Дата публикации: 08.07.2022