}
Публикации и общественные проекты
Назад
Возможность для самозанятых зарегистрировать свой товарный знак – подарок для частных предпринимателей или лишняя морока?
Статья 21 Июня 2023

Возможность для самозанятых зарегистрировать свой товарный знак – подарок для частных предпринимателей или лишняя морока?

Поделиться:

В современном бизнесе товарный знак является одним из ключевых элементов, определяющих успех компании на рынке. Это уникальный символ, который отличает товары или услуги одного продавца от других.

Поэтому новый законопроект, разрешающий регистрировать товарные знаки всем гражданам, включая самозанятых, определенно пойдет на пользу всем, кто самостоятельно ведет свой бизнес – будь то психологи с частной практикой, люди, продающие хэнд-мейд изделия, или фрилансеры, оказывающие другие услуги. 

Несмотря на то, что формально самозанятые не могут заниматься предпринимательской деятельностью – им необходимо регистрировать ИП – это не мешает им получать доход от продуктов своего труда, будь то интеллектуального или физического (ст. 4 ФЗ № 422-ФЗ).  У самозанятости есть свои плюсы и минусы: доход по сравнению с ИП ограничен 2,4 млн в год, и нанимать других сотрудников нельзя, зато процесс подсчета и уплаты налогов гораздо проще (если услуги оказываются физлицам, то ставка налога — 4 %, а юрлицам или ИП — 6 %).

Что даст товарный знак самозанятым?  Он позволит сделать свой товар индивидуальным, отличающимся от остальных, а, следовательно, выстроить коммуникационную стратегию, запомниться покупателю и получить такие же возможности для конкуренции, как и для компаний и индивидуальных предпринимателей. В будущем это, вероятно, позволит предпринимателю задуматься о масштабировании бизнеса. К тому же товарный знак не даст конкурентам скопировать товар, его название, слоган или логотип, и выдать его за свой, а в случае, если это уже произошло, - стребовать с них компенсацию за противоправные действия и нарушение авторских прав. А еще предприниматели смогут получить дополнительный доход, продав франшизу на использование элементов бренда другим компаниям или физическим лицам.

Впрочем, есть и обратная сторона монеты: благодаря реформе может возрасти число так называемых «патентных троллей», специально регистрирующих схожие знаки с целью получения компенсации от правообладателей.

Может показаться, что после вступления в силу данного законопроекта, все захотят завести на свое имя товарный знак, но это не так - процесс регистрации достаточно сложный и трудоемкий и может занять от нескольких месяцев до года или более. В России эта процедура осуществляется в Роспатенте. Подводные камни в процессе регистрации товарного знака могут включать следующее:

1. Неправильный выбор обозначения своего бренда. Чем больше похожих знаков найдет Роспатент, тем сложнее и дольше идет регистрация. Ответ на предварительный отказ и его обработка Роспатентом вполне может занять несколько месяцев, а иногда и больше.  В товарном знаке не должно быть:

  • уже зарегистрированных обозначений брендов;
  • элементов, похожих на государственную символику;
  • оскорбляющих и унижающих фраз и рисунков;
  • элементов, похожих на известные объекты искусства.

2. Неполное или некорректное описание товаров и услуг. Согласно Федеральному закону от 28.05.2022 N 143-ФЗ, нельзя использовать являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, его изготовителя или места производства.

3. Отсутствие необходимых документов. Для регистрации товарного знака необходимо предоставить определенные бумаги, такие как заявление на регистрацию, описание товарного знака и документы, подтверждающие оплату государственной пошлины. У Роспатента есть правила составления документов по товарным знакам и требования к ним — в сумме больше ста пунктов. Если нарушить хотя бы один из них, можно получить запрос и срок регистрации затянется на 1-2 дополнительных месяца. Но есть и такие, нарушение которых может привести к отказу.

4. Оспаривание регистрации. Регистрация может быть оспорена другими компаниями, которые могут утверждать, что они имеют права на использование аналогичных товарных знаков.

5. Выплата нужных взносов и госпошлин. Всего их четыре: за подачу заявки, за проведение экспертизы, за регистрацию товарного знака, если экспертиза прошла хорошо, а также за выдачу свидетельства

Чтобы подвести итоги, обратимся к статистике ФНС. Количество самозанятых в России растет с каждым годом: на конец ноября 2022 года их было зарегистрировано 6,3 млн, причем самая популярная сфера деятельности — ремонт: ее в качестве основной выбрали 435,9 тысячи предпринимателей. Несмотря на это, наибольшей популярностью возможность зарегистрировать собственный товарный знак скорее всего будет пользоваться у представителей креативных профессий – сферы маркетинга и рекламы, дизайна. Во-первых, плоды их труда легче всего сплагиатить и выдать за свои, а во-вторых, именно для них наиболее важно умение продавать свои услуги, строить личный бренд и бороться за место под солнцем, учитывая высокую конкуренцию в этих сферах и кризис креативных профессий из-за популярности ИИ.

Данный законопроект станет одновременно и подарком, и проклятием для частных предпринимателей. Придумать оригинальное название станет все сложнее, возрастет нагрузка как на регистрирующий орган, так и на суды. Конкурентная борьба будет жестокой, но у самозанятых наконец появится возможность защитить права на интеллектуальную собственность, что и поможет им выйти из этой битвы победителями.


Андрей Андреев
читать блог на zakon.ru