}
Общероссийская общественная организация «Деловая Россия» выступила с инициативой ввести специальный механизм досудебного урегулирования споров с маркетплейсами, т.к. с каждым годом количество судебных разбирательств между потребителями, продавцами и торговыми онлайн-площадками увеличивается.
В новых реалиях малый и средний бизнес выбирает маркетплейсы в качестве основного канала продаж, т.к. они открывают доступ к многомиллионной аудитории и предоставляют большой пакет маркетинговых и технических инструментов для увеличения продаж. Однако в СМИ то и дело появляются новости о введении новых правил и штрафов для продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Маркетплейсы в одностороннем порядке вводят новые правила, а контрагенты онлайн-площадок с этим, конечно же, не согласны.
По сообщению Известий, за последние два с половиной года товарооборот на маркетплейсах вырос более чем в семь раз — со 167 млрд до 1,2 трлн. Рост претензий потребителей и продавцов к онлайн-площадкам создает повышенную нагрузку на правовую систему, поэтому необходимо создать механизм досудебного урегулирования споров в сфере интернет-торговли.
На данный момент специального закона о регулировании деятельности маркетплейсов в России не существует. Их работу регулируют общие нормы: законы «О защите прав потребителей» и «О защите конкуренции». Постановления Правительства определяют порядок дистанционной продажи товаров.
В суды поступают заявления по различным категориям споров, в том числе:
- споры, вытекающие из отношений между маркетплейсами и пунктами выдачи заказов (ПВЗ) (за утерю или подмену товара на ПВЗ, например),
- дела об оспаривании завышения логистических издержек,
- убытки продавцов, связанные с утерей или подменой товаров,
- споры, в которых судом установлены злоупотребления со стороны маркетплейса правом на изменение оферты.
Бизнес предлагает ввести инструмент медиации в качестве механизма досудебного урегулирования споров. Это эффективный вид переговоров, при которой посредник помогает найти сторонам конфликта решение, не прибегая к более сложной и затратной процедуре.
Досудебное разрешение споров поможет быстро и эффективно решать вопросы, снизит затраты, поможет не придавать широкой огласке конфликт между маркетплейсом и контрагентом.