}
А значит, руководству обязательно следует знать о возможных последствиях, способах защиты и превентивных мерах, чтобы обезопасить фирму.
Какие могут быть риски
Работа с недобросовестными контрагентами действительно опасна не только в срыве сроков, получении некачественного товара или услуги. Компания рискует стать фигурантом административного или даже уголовного процесса. При возникновении подозрений, налоговая служба, банки или другие затронутые органы, проверяют всю цепочку, с целью выявления виновника. Сотрудничество с такими подрядчиками, как правило, несёт следующие риски:
Экономические. В первую очередь это касается ответственности перед конечным заказчиком. Ваша компания может также иметь договорные обязательства с третьим лицом – получателем услуги или товара. А значит перед ним именно вы ответственны за нарушение сроков, качество и другие положения заключённого соглашения.
Кроме возможных штрафов нельзя исключать и задержку оплаты со стороны контрагента, что чревато дебиторской задолженностью, перебоями в выплате заработной платы сотрудникам и расходов на судебные издержки, если решение конфликта перейдёт в правовую плоскость.
Ещё один риск связан с вероятностью блокировки счетов. Банки тщательно проверяют операции и достаточно быстро блокируют счета клиентам при подозрительных транзакциях и сотрудничестве с фирмами из реестра неблагонадёжных.
Репутационные. Как уже говорилось выше, конечного заказчика не будет интересовать по чьей вине произошли те или иные нарушения. А значит и страдать в первую очередь будет ваша деловая репутация. Вокруг компании будет скапливаться всё больше негатива и отрицательных отзывов, а желание к сотрудничеству от других фирм будет постепенно сходить на нет.
Не стоит забывать, что при работе с недобросовестными поставщиками, оказаться в реестре рискует и ваша фирма, что также скажется на желании работать с ней в будущем. При этом к компании возрастёт интерес со стороны налоговых органов, увеличится количество проверок. Внимательнее станут относиться и банки – счета и транзакции будут под пристальным надзором, а одбрение кредитов значительно усложнится.
Уголовные. В большинстве случаев такое возможно при сотрудничестве с фирмами-однодневками. Инициатором проверки в данном случая является ФНС на основании статей:
Привлечь к ответственности компанию могут как налогоплательщика за получение необоснованной налоговой выгоды. Уже сложилась практика, когда сотрудничество с фирмами-однодневками расценивается законодателями как сознательный ход для снижения объёма налогооблагаемой базы.
В случае нарушения ФНС направляет требование об уплате недоимки. Если оно не будет удовлетворено, то в течение 75 дней, налоговая передаёт материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела.
Разумеется, не всегда работа с подобными фирмами может быть продиктована корыстными целями, от ошибки в выборе контрагента никто не застрахован. Тем не менее доказывать это в суде достаточно сложный и длительный процесс. Поэтому о чистоте подрядчика следует позаботиться заранее.
На что обратить внимание при выборе контрагента
Досконально изучить контрагента задача не из лёгких, да и сделать это на 100% получится едва ли. Но всё же уже сформирован ряд признаков, которые помогут выделить подходящего партнёра.
Подрядчик не предоставляет данные о себе. Нежелание потенциального партнёра ознакомить вас с информацией о себе и своей деятельности, или же утаивание её части, уже говорит о многом. Если вы столкнулись с такой ситуацией, лучшим решением будет продолжить поиск.
Данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП. Если информация, предоставленная контрагентом и полученная вами из выписки не совпадает, это повод быть к фирме внимательнее. В первую очередь стоит обращать внимание на вид деятельности, реквизиты, ФИО руководителя, место регистрации юридического лица и контактные данные.
Налоговая отчётность контрагента. Предоставленная документация может многое сказать о компании. Обращать внимание следует на следующие критерии: рентабельность компании и её доходы – не снижаются ли они; нет ли увеличения расходов; размер заработной платы сотрудников, если она ниже средней по отрасли, это тоже подозрительно; налоговые вычеты; Эти критерии увеличивают вероятность проведения выездной проверки в отношении фирмы.
Количество судебных дел. Обязательно постарайтесь найти информацию о судебных разбирательствах с участием компании. Репутация частого гостя на заседаниях в роли ответчика, едва ли говорит о надёжности подрядчика.
Возраст юридического лица. Новые компании чаще попадают во внимание налоговых органов ввиду молодости и потенциальной нехватки ресурсов для реализации договора. Это не говорит об обязательном неисполнении контракта, но риск остаётся.