}
Нарушение авторских прав производится путем плагиата, копирования контента для последующего использования в первоначальном виде (размещение изображений на сторонних ресурсах) и граббинга экрана (захвата видео).
При этом в сфере защиты продуктов инфобизнеса есть масса тонкостей, в которых сложно разобраться непрофессионалам.
Авторское право распространяется на программный код цифрового продукта, то есть и на искусственный интеллект.
Способы его защиты зависят от конкретного случая.
Нейросеть как программа создана человеком, поэтому результаты этой деятельности принадлежат автору или компании-разработчику с момента появления данного продукта. На конкретный ИИ дополнительно может быть получен патент.
В соответствии с нормами законодательства РФ чужой контент в определенных случаях можно использовать (распространять, копировать и т. д.). Но при этом должны быть соблюдены условия:
сведения находятся в открытом доступе в сети «Интернет» или относятся к произведениям, на которые истек срок действия прав, например с момента смерти писателя уже прошло 70 лет;
автор контента не оповестил общедоступным и надлежащим образом о своих правах и требованиях — не поставил символ с с указанием имени правообладателя или не использовал формулировку «Все материалы данной платформы являются объектами авторского права. Запрещается копирование, распространение или любое иное использование информации без предварительного согласия правообладателя»;
выполнены требования к использованию информации - указан источник (выходные данные книги, ссылка на YouTube-канал, страницу блогера в социальной сети и т.п.);
объем цитирования не больше, чем требуется по контексту для учебных целей. Какое количество текста считать достаточным, зависит от конкретных обстоятельств. Анализ судебной практики говорит о допустимости 11-13% от общего объема информации.
Использование интеллектуальной собственности регулируется не только законами РФ, но и международными нормативно-правовыми актами.
К ним относится Всемирная конвенция об авторском праве, соглашение о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков, подписанное в 1957 году в Ницце, женевская конвенция по охране интересов производителей фонограмм и другие договоры.
В России и в ряде других стран исключительные права на произведение автоматически возникают в момент его появления и по умолчанию принадлежат создателю.
Контент, который используется в коммерческих целях, целесообразно защитить от пиратства. С этой целью используется ряд инструментов.
Регистрация авторских прав в Федеральной службе по интеллектуальной собственности. Получение в Роспатенте государственного свидетельства на онлайн-школу или обучающие курсы занимает не более двух недель. После этого информация об образовательном контенте попадает в реестр с коротким описанием, данными правообладателя и датой регистрации.
Электронное депонирование передачей копий программных кодов, файлов и других видов контента на хранение в специальную организацию. После загрузки авторские объекты хранятся в ячейках защищенного от кибератак центра обработки данных.
Оформление лицензионного договора или соглашения об отчуждении исключительного права на объект интеллектуальной собственности (образовательных программ, курсов, видеоуроков и др.) на конкретный срок и при соблюдении определенных условий.
Информирование потребителей о защите контента и запрете на незаконное использование учебных материалов.
Применение технических средств защиты авторских прав - DRM. К ним относится использование латинской буквы с, заключенной в круг, с именем или псевдонимом правообладателя и датой первой публикации, а также водяных знаков, которые наносятся на изображение.
Электронные документы сохраняются в специальном формате файла SFPDF, защищенном от копирования, пиратства и граббинга экрана, мультимедийные материалы образовательных курсов — в SFMEDIA с доступом для просмотра только с помощью приложения StarForce Player.
Нарушение авторских и смежных прав в инфобизнесе преследуется по закону. Судьи руководствуются положениями ст.
146 УК, ст. 7.12 КоАП, постановлениями ВС РФ. За незаконное использование объектов интеллектуальной собственности на нарушителя накладывается штраф, выносится решение о направлении на принудительные (исправительные) работы либо о лишении свободы на срок от двух до пяти лет.
Реалии инфобизнеса быстро меняются вслед за появлением в сети «Интернет» инновационных технологий и продуктов. С 2014 по 2017 годы в России действовал Закон о блогерах. Он определял круг лиц, подпадающих под это понятие, а также права, обязанности и запреты, связанные с их деятельностью.
Сегодня подобного закона нет. Деятельность физических лиц, которые распространяют через интернет информацию, в том числе образовательный контент, никем, кроме Федеральной налоговой службы (ФНС), не контролируется.
В последнее месяцы на всеобщее рассмотрение выносятся предложения по правовому регулированию блогосферы. Это связано как с неуплатой налогов и сокрытием реальных доходов кучами и другими представителями инфобизнеса, так и с защитой их авторских прав.
Блогеры регистрируются в ФНС как самозанятые, ИП или ООО.
Смена статуса, связанная с уходом из социальных сетей и других площадок, не лишает их авторских прав на образовательный контент.
Если учебные материалы зарегистрированы в Роспатенте, совершено депонирование объектов и использованы другие методы защиты, блогер продолжает оставаться обладателем уникального информационного продукта.
Актуальный тренд последних лет — размещение обучающей информации на онлайн-ресурсах. Это стало одним из способов заработка для многих пользователей интернета.
Произведения науки, искусства и литературы, ноу-хау, ПО, учебные программы и другие объекты находятся под защитой закона об авторском праве, действие которого распространяется как на материальные предметы (картины, скульптуры и пр.), так и на цифровые объекты.
Разновидность коммерческой деятельности, которая называется информационным бизнесом, появилась в России в начале двухтысячных. В это время пользователи Сети стали активно размещать в интернете аудио- и видеозаписи вебинаров, лекций, тренингов, мастер-классов, консультаций, дидактических материалов и предоставлять к ним платный доступ.
По данным агентства Smart Ranking и платформы GetCourse, в 2022 году выручка российских инфобизнесменов, работающих в сфере интернет-образования, достигла 95 млрд руб. В первом квартале 2023 года наблюдался взрывной рост доходов онлайн-школ: по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль выросла в два раза, до 46,7 млн руб.
Регистрация авторских прав и применение других мер не только нозволяют контролировать использование обучающих курсов и получать прибыль от их реализации, но и гарантируют потребителю оригинальность продукта.