}
Часто малый и средний бизнес сотрудничает с крупными корпорациями на условиях франчайзинга. В российском законодательстве он именуется коммерческой концессией (глава 54 Гражданского кодекса РФ).
Франшиза популярна как у начинающих, так и у опытных бизнесменов. Такая модель сотрудничества удобна при открытии кафе, магазинов, салонов красоты и т.д.
Предприниматель-франчайзи покупает право на использование марки или технологии. После этого он получает доступ к фирменному стилю и брендбуку компании франчайзера, его связям с поставщиками, налаженным бизнес-процессам и инструкциям по управлению. Работа под узнаваемым брендом позволяет сэкономить на стартовых расходах.
Франчайзи делает одноразовый паушальный взнос и осуществляет регулярные роялти – выплаты за право пользоваться «готовеньким». А франчайзер обычно обеспечивает партнеров всем необходимым для ведения бизнеса.
Франчайзинг относится к перспективным стратегиям выстраивания коммерческих отношений и развития бизнеса. Но иногда встречаются недобросовестные франчайзеры, которые пользуются юридической неосведомленностью партнеров и их незнанием деталей ведения предпринимательской деятельности. Поэтому при заключении сделки франчайзи следует оценить риски, чтобы избежать нежелательных последствий.
Патентные поверенные советуют проверять наличие права на торговую марку у франчайзера. Они же настаивают на запросе данных из Роспатента и включении в договор положения о том, что франчайзер не нарушает права третьих лиц на товарный знак, ноу-хау и другие объекты интеллектуальной собственности.
Уход с отечественного рынка зарубежных компаний привел к появлению торговых точек с названиями, напоминающими или частично совпадающими с известными торговыми марками.
Например, магазины сети L'Occitane сменили вывески на «Л'Окситан», потому что французская компания вышла из числа собственников и передала права другим. В этом случае у франчайзи не возникнут споры с правообладателем косметического бренда.
Но не все так однозначно со Stars Coffee – торговой маркой, пришедшей на смену Starbucks. Новый владелец сети кофеен скопировал логотип, меню и другие объекты интеллектуальной собственности Starbucks Corporation. В юриспруденции для оценки совпадения товарных знаков используется понятие «сходство до степени смешения». Многие франчайзи об этом узнают, когда санкции снимут и иностранные компании вернутся на российский рынок. Вероятно, предпринимателям, купившим франшизу Stars Coffee, предстоят судебные разбирательства с правообладателем бренда Starbucks.
Торговый знак, который франчайзи планирует использовать в коммерческой деятельности, должен быть зарегистрирован в Роспатенте. Если у франчайзера нет права на него, то франчайзи грозят судебные споры и ответственность, например штраф до 5 000 000 рублей (ст. 1515 Гражданского кодекса РФ, ст. 14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 180 Уголовного кодекса РФ). Избежать наказания позволит регистрация в Роспатенте заключенного договора коммерческой концессии.
Франчайзи рекомендуется привлечь специалистов, которые изучат договор и разъяснят ему права и обязанности, финансовые нюансы, территориальные ограничения и проч. Лишенные такой поддержки предприниматели подписывают соглашения без срока действия или не обращают внимание на отсутствие условий о развитии бренда.
Франчайзер может включить в договор положение об ограничении конкуренции – запретить франчайзи вести коммерческую деятельность, аналогичную той, которой они занимались до окончания срока действия договора. Это может существенно осложнить их жизнь в будущем.
Например, по условиям сделки владелец барбершопа сети «Пиратос» не имел права работать в организациях, которые являются конкурентами франчайзера, в течение 3 лет после окончания сотрудничества. Однако франчайзи нарушил данное условие договора. После этого владелец франшизы обратился в суд и взыскал с бывшего партнера 700 000 рублей.
Нередко франчайзи легкомысленно относятся к заключению сделки. Якобы договор типовой, а его подписание – простая формальность. Но анализ документа необходим, чтобы исключить необоснованные требования франчайзера и условия о скрытых платежах (например, об увеличении размера роялти при росте оборотов).
Важно оценить, насколько выполнимы требования франчайзера, чтобы не понести убытки.
Например, согласно франшизе Ozon размер и интерьер пункта выдачи должны соответствовать требованиям брендбука. Партнер, решивший работать под вывеской маркетплейса, обязан в течение 15 дней с момента заключения договора сделать ремонт, оснастить помещение мебелью и прочими деталями интерьера.
Однако оказалось, что содержание брендбука Ozon меняется раз в месяц. Потому франчайзи пришлось трижды перекрашивать стены, чтобы получить разрешение на открытие пункта выдачи. Несколько раз менеджер отбраковал фотографии с дизайном помещения из-за его несоответствия брендбуку.
Отделка пункта выдачи растянулась на два месяца. Предприниматель не только не зарабатывал все это время, но и понес убытки, оплачивая аренду помещения. Старт бизнеса задержался по вине франчайзера, которую тот так и не признал. При этом в договоре условие о компенсации упущенной выгоды прописано не было.
Обещания гарантированной прибыли и отсутствия рисков. Любой бизнес зависит от стабильности экономики, платежеспособности потребителей, сезонности продаж и других факторов. На большинство из них предприниматель повлиять не в силах. Поэтому коммерческая деятельность всегда сопряжена с рисками.
Франчайзи следует с недоверием отнестись к безоговорочным заверениям франчайзера о неизбежном росте оборотов и быстрой окупаемости вложений.