}
Публикации и общественные проекты
Назад
Поправки к закону о банкротстве граждан и организаций в 2024 году
Публикация 27 Мая 2024

Поправки к закону о банкротстве граждан и организаций в 2024 году

Поделиться:

 

Госдума приняла во втором и третьем чтении внесенный Верховным судом РФ законопроект, предусматривающий комплексные поправки в закон о банкротстве и Арбитражный процессуальный кодекс.

Повышение минимальной суммы долга для признания юридического лица банкротом с 300 тыс. до 2 млн рублей.

Данная норма может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.

Положительные последствия

Снижение нагрузки на суды: Увеличение минимальной суммы долга приведет к уменьшению количества дел о банкротстве, поступающих в суды, что может сократить сроки рассмотрения дел и повысить их эффективность.

Защита добросовестных должников: Более высокий порог позволит защитить от банкротства небольшие предприятия и индивидуальных предпринимателей, которые столкнулись с временными финансовыми трудностями, но имеют потенциал для восстановления.

Отрицательные последствия

Ущемление прав кредиторов: Увеличение минимальной суммы долга может затруднить кредиторам взыскание задолженности с небольших должников, что может привести к потерям для этих кредиторов.

Стимулирование недобросовестного поведения: Более высокий порог может побудить недобросовестных должников накапливать долги до тех пор, пока они не превысят минимальную сумму, что может привести к злоупотреблению процедурой банкротства.

Усложнение ликвидации несостоятельных предприятий: Для предприятий с долгом менее 2 млн рублей, которые не могут реструктурировать свою задолженность, ликвидация станет более сложной и дорогой, что может привести к накоплению проблемных активов в экономике.

В целом, целесообразность повышения минимальной суммы долга для признания юридического лица банкротом является спорной и требует тщательного взвешивания потенциальных выгод и рисков.

Рассмотрение требований кредиторов без проведения судебного заседания и без обязательной подготовки мотивированного определения в случае отсутствия возражений.

Такой подход позволяет оптимизировать процесс рассмотрения требований кредиторов, сократить его сроки и снизить нагрузку на суды.

Преимущества упрощенной процедуры:

  • Экономия времени и ресурсов как для судов, так и для участников дела.
  • Ускорение процедуры банкротства.
  • Предотвращение затягивания процесса в случае отсутствия возражений к требованиям.

Данная норма является эффективным инструментом для ускорения процесса банкротства и оптимизации работы судов. Она позволит сосредоточить судебные ресурсы на рассмотрении спорных требований и даст возможность кредиторам своевременно получить удовлетворение своих требований.

Увеличение процессуального срока апелляционного обжалования определения по обособленным спорам с 10 дней до 1 месяца.

Данная поправка направлена на предоставление сторонам большего времени для подготовки и подачи апелляций, что может привести к повышению качества апелляционного процесса и более обоснованным решениям.

Преимущества увеличенного срока:

Более длительный срок позволяет сторонам тщательно проанализировать определение, собрать необходимые доказательства и подготовить убедительные апелляционные жалобы. Это может привести к повышению качества апелляций и снижению риска подачи необоснованных жалоб.

Увеличенный срок дает сторонам, особенно тем, которые не имеют достаточных юридических знаний или ресурсов, больше времени для поиска юридической помощи и консультаций с адвокатами. Это может способствовать более равноправному участию и защите их интересов в апелляционном процессе.

Предоставление сторонам большего времени для подготовки апелляций может привести к сокращению количества подаваемых жалоб, которые необоснованны или недостаточно подготовлены. Это может уменьшить нагрузку на суды апелляционной инстанции и способствовать более эффективному рассмотрению апелляций.

Упрощение процедуры утверждения процентной составляющей гонорара арбитражного управляющего.

Нынешний порядок утверждения судом процентной части вознаграждения арбитражного управляющего является сложным и трудоемким процессом. Упрощение этой процедуры может стимулировать повышение эффективности работы арбитражных управляющих и улучшение качества предоставляемых ими услуг.

По текущей процедуре, арбитражный управляющий имеет право на получение вознаграждения, состоящего из фиксированной и процентной частей. Процентная часть рассчитывается исходя из суммы требований кредиторов и стоимости имущества должника. Для получения процентной части вознаграждения арбитражный управляющий подает в суд заявление об утверждении размера вознаграждения. Суд рассматривает заявление, заслушивает пояснения арбитражного управляющего и кредиторов и выносит определение об утверждении или отказе в утверждении заявленного размера вознаграждения.

Теперь будет действовать иной судебный порядок:

При сумме процентов АУ менее 100 000 рублей расчет может произвести сам управляющий.

Если сумма составляет:

  • от 100 000 до 1 000 000 рублей, утверждение осуществляется судом единолично, без судебного заседания и вызова участников дела о банкротстве.
  • свыше 1 000 000 рублей – утверждение происходит на судебном заседании.

Упрощение процедуры утверждения процентной части гонорара имеет ряд преимуществ:

  • Упрощенный порядок позволит арбитражным управляющим получать свое вознаграждение более оперативно, что будет стимулировать их к более эффективной работе.
  • Передача части полномочий по утверждению вознаграждения СРО позволит разгрузить суды и высвободить их ресурсы для рассмотрения более сложных дел.

Расширение полномочий управляющего в части получения информации в деле о банкротстве.

Управляющий имеет право в досудебном порядке запросить информацию о всех заинтересованных лицах должника. В случае банкротства физического лица ему доступна досудебная информация об имуществе супруга и судебная информация об активах родственников должника. Эти полномочия облегчают поиск активов должника, скрытых через аффилированных лиц или номинальных держателей.

Расширение полномочий управляющего в части получения информации имеет большое значение для повышения эффективности процедуры банкротства. Управляющий теперь может более оперативно и полно собирать информацию о деятельности должника и его аффилированных лиц, что позволяет выявлять признаки недобросовестности или злоупотреблений со стороны должника, подозрительные сделки, совершенные с целью вывода активов или причинения вреда кредиторам, устанавливать наличие и состав имущества должника для его включения в конкурсную массу, определять причины и обстоятельства банкротства.

Изменение сроков обжалования судебных актов по делу о банкротстве.

В текущей версии законодательства о банкротстве различаются три периода для подачи апелляции, которые зависят от типа судебного решения и имеют свои сроки для обжалования. Однако, изменения в законопроект предусматривают установление унифицированного срока. Теперь предлагается ввести общий срок в один месяц для апелляционного обжалования любых решений. Такая унификация имеет свой минус – это может привести к увеличению общей продолжительности процесса банкротства. К новшествам относится и предоставление конкурсным кредиторам права обращения в суд с просьбой исключить определённое требование из реестра кредиторов или изменить его приоритетность, если после внесения требования кредитора в реестр у заявителя появятся доказательства, что требование кредитора необоснованно или имеет другую очередность. Это даст возможность кредиторам, которые не успели или пропустили срок для обжалования решений суда о включении в реестр необоснованных требований, высказать свои возражения и по сути начать процесс рассмотрения судебного акта о включении таких требований в реестр сначала.

Изменения в законодательстве о банкротстве смогут кардинально изменить привычный порядок рассмотрения дел, связанных с банкротством.