}
Поэтому новый законопроект, разрешающий регистрировать товарные знаки всем гражданам, включая самозанятых, определенно пойдет на пользу всем, кто самостоятельно ведет свой бизнес – будь то психологи с частной практикой, люди, продающие хэнд-мейд изделия, или фрилансеры, оказывающие другие услуги.
Несмотря на то, что формально самозанятые не могут заниматься предпринимательской деятельностью – им необходимо регистрировать ИП – это не мешает им получать доход от продуктов своего труда, будь то интеллектуального или физического (ст. 4 ФЗ № 422-ФЗ). У самозанятости есть свои плюсы и минусы: доход по сравнению с ИП ограничен 2,4 млн в год, и нанимать других сотрудников нельзя, зато процесс подсчета и уплаты налогов гораздо проще (если услуги оказываются физлицам, то ставка налога — 4 %, а юрлицам или ИП — 6 %).
Что даст товарный знак самозанятым? Он позволит сделать свой товар индивидуальным, отличающимся от остальных, а, следовательно, выстроить коммуникационную стратегию, запомниться покупателю и получить такие же возможности для конкуренции, как и для компаний и индивидуальных предпринимателей. В будущем это, вероятно, позволит предпринимателю задуматься о масштабировании бизнеса. К тому же товарный знак не даст конкурентам скопировать товар, его название, слоган или логотип, и выдать его за свой, а в случае, если это уже произошло, - стребовать с них компенсацию за противоправные действия и нарушение авторских прав. А еще предприниматели смогут получить дополнительный доход, продав франшизу на использование элементов бренда другим компаниям или физическим лицам.
Впрочем, есть и обратная сторона монеты: благодаря реформе может возрасти число так называемых «патентных троллей», специально регистрирующих схожие знаки с целью получения компенсации от правообладателей.
Может показаться, что после вступления в силу данного законопроекта, все захотят завести на свое имя товарный знак, но это не так - процесс регистрации достаточно сложный и трудоемкий и может занять от нескольких месяцев до года или более. В России эта процедура осуществляется в Роспатенте. Подводные камни в процессе регистрации товарного знака могут включать следующее:
1. Неправильный выбор обозначения своего бренда. Чем больше похожих знаков найдет Роспатент, тем сложнее и дольше идет регистрация. Ответ на предварительный отказ и его обработка Роспатентом вполне может занять несколько месяцев, а иногда и больше. В товарном знаке не должно быть:
2. Неполное или некорректное описание товаров и услуг. Согласно Федеральному закону от 28.05.2022 N 143-ФЗ, нельзя использовать являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара, его изготовителя или места производства.
3. Отсутствие необходимых документов. Для регистрации товарного знака необходимо предоставить определенные бумаги, такие как заявление на регистрацию, описание товарного знака и документы, подтверждающие оплату государственной пошлины. У Роспатента есть правила составления документов по товарным знакам и требования к ним — в сумме больше ста пунктов. Если нарушить хотя бы один из них, можно получить запрос и срок регистрации затянется на 1-2 дополнительных месяца. Но есть и такие, нарушение которых может привести к отказу.
4. Оспаривание регистрации. Регистрация может быть оспорена другими компаниями, которые могут утверждать, что они имеют права на использование аналогичных товарных знаков.
5. Выплата нужных взносов и госпошлин. Всего их четыре: за подачу заявки, за проведение экспертизы, за регистрацию товарного знака, если экспертиза прошла хорошо, а также за выдачу свидетельства
Чтобы подвести итоги, обратимся к статистике ФНС. Количество самозанятых в России растет с каждым годом: на конец ноября 2022 года их было зарегистрировано 6,3 млн, причем самая популярная сфера деятельности — ремонт: ее в качестве основной выбрали 435,9 тысячи предпринимателей. Несмотря на это, наибольшей популярностью возможность зарегистрировать собственный товарный знак скорее всего будет пользоваться у представителей креативных профессий – сферы маркетинга и рекламы, дизайна. Во-первых, плоды их труда легче всего сплагиатить и выдать за свои, а во-вторых, именно для них наиболее важно умение продавать свои услуги, строить личный бренд и бороться за место под солнцем, учитывая высокую конкуренцию в этих сферах и кризис креативных профессий из-за популярности ИИ.
Данный законопроект станет одновременно и подарком, и проклятием для частных предпринимателей. Придумать оригинальное название станет все сложнее, возрастет нагрузка как на регистрирующий орган, так и на суды. Конкурентная борьба будет жестокой, но у самозанятых наконец появится возможность защитить права на интеллектуальную собственность, что и поможет им выйти из этой битвы победителями.