}
Понятие на самом деле далеко не новое — в своей зачаточной форме оно появилось еще в 70-е годы и называлось «корпоративной социальной ответственностью» (КСО), но фокусировали свою деятельность на ней немногие. Большинство предприятий были заняты выживанием и адаптацией к новым экономическим условиям. Однако некоторые крупные компании, такие как Газпром и ЛУКОЙЛ, начали проявлять интерес к социальной ответственности, особенно в отношении благотворительных программ. После открытия «железного занавеса» в страну хлынули иностранные инвесторы, и чистота репутации компании стала важна как никогда.
Сейчас гораздо чаще используется термин «устойчивое развитие» (sustainable development), получивший широкое распространение после доклада «Наше общее будущее», подготовленного в 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию (МКОСР) во главе с премьер-министром Норвегии Гру Харлем Брундтланд. В Россию оно пришло позже — в 2002 году была принята Национальная стратегия устойчивого развития Российской Федерации, которая определила основные векторы роста страны, включая экономические, социальные и экологические аспекты. Возникает вопрос: а насколько данная стратегия актуальна сейчас? И что вообще представляет из себя устойчивое развитие?
Прошлый год оказался тяжелым для многих компаний, которым пришлось оперативно адаптироваться к новым реалиям, чтобы сохранить место на рынке и продолжить своё развитие. Казалось бы, история повторяется — большинство предпринимателей слишком сосредоточены на выживании и повышении уровня продаж своего бизнеса, не заботясь о его репутации. Однако опросы показали, что хотя более 90% россиян не понимают термины ESG и «устойчивое развитие», они все равно ожидают от компаний ответственности за социальные и экологические аспекты их деятельности и готовы чаще приобретать товары именно у тех производителей, которые реализуют ESG-инициативы.
Государственные инициативы тоже играют роль в сохранении повесткой актуальности, «закручивая гайки» в сфере экологического законодательства. Так, 1 января 2024 года вступил в силу закон, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей (РОП) товаров и упаковки. Производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор. Это не единственная финансовая потеря, которую понесут компании, отказавшиеся следовать принципам устойчивого развития — в Госдуму был внесен законопроект о повышении штрафов за сокрытие данных о загрязнениях экологии в пять раз.
Вполне вероятно, что в ходе реформ будет затронут не только экологический аспект, но и социальный и управленческий тоже. Из-за ухода зарубежных компаний с рынка многие законопроекты были направлены на то, чтобы облегчить жизнь отечественных производителей, упростить бизнес-процессы и уменьшить бюрократию. Также был принят ряд реформ в области трудового права (вроде повышения МРОТ и изменений в отпуске и пособии по уходу за ребенком) с целью справиться с кадровым голодом и остановить отток человеческого капитала за границу. Согласно исследованию, проведенному ГК «Михайлов и партнеры», того же мнения придерживаются и российские компании, сосредоточившись на поддержке людей и качества их жизни.
Санкции со стороны европейских государств вынудили Россию переориентироваться в сторону Востока, однако азиатские страны, в том числе Китай, и даже ближнее зарубежье, например Казахстан, в последние годы тоже вплотную занялись внедрением принципов устойчивого развития в бизнес-сектор.
Многие путают между собой термины устойчивого развития и ESG-концепции, и это неудивительно — они являются родственными понятиями и несут очень похожий смысл.
Устойчивое развитие является более широкой концепцией и применяется на макроуровне, относится к странам, регионам и обществу в целом. А вот ESG, с другой стороны, — это «младший брат» устойчивого развития, инструмент, который помогает конкретным компаниям и инвесторам оценивать и учитывать экологические, социальные и управленческие аспекты при принятии решений и формировании стратегий. Данная концепция функционирует в рамках специализированных стандартов, аккредитаций и механизмов отчетности вроде GRI (Глобальная инициатива отчётности), CDP (Проект по раскрытию информации о выбросах углерода), CDSB (Совет по стандартам раскрытия информации о климате), SASB (Совет по стандартам бухгалтерского учета в области устойчивого развития) и TCFD (Рекомендации по раскрытию финансовой информации по изменению климата). Применение компанией принципов ESG на практике поддается измерению благодаря мировым рейтингам — Sustainalytics, MSCI, ISS ESG, RobecoSAM, S& P Global Ratings, ESG evaluation и RAEX Europe. К сожалению, участие в них для российских организаций сейчас затруднено или в принципе невозможно.
Если фактор международного признания путем попадания в рейтинги нивелируется на неопределенное время, значит ли это, что следование ESG-повестке больше не имеет смысла? Конечно, нет.
Во-первых, в России действует несколько ГОСТов и законов, контролирующих соблюдение предпринимателями принципов устойчивого развития, среди которых:
Невыполнение перечисленных в данных документах пунктов повлечет за собой как минимум осуждение общественности и обвинении компании в «гринвошинге» (введении потребителя в заблуждение относительно целей организации или производителя в экологичности продукции или услуги), а как максимум — крупный штраф.
А во-вторых, помимо страха наказания, существует ряд преимуществ, которые получает компания за приверженность ESG-повестке:
Сейчас ESG-повестка в России снова укрепляет свои позиции. Активно идет процесс импортозамещения — например, еще с 2022 года ведется ESG-индекс российского бизнеса от РБК и рейтингового агентства НКР. Теперь у отечественной экономики появилась возможность сформулировать собственное видение ESG-повестки в российских реалиях. Однако следует помнить, что она требует системного и долгосрочного подхода. Компании должны стремиться к постепенным улучшениям в сфере экологии, социальной ответственности и управления корпоративными аспектами. Следование данным принципам поможет решить многие проблемы предпринимателей: привлечь инвестиции, спланировать PR-стратегию, повысить лояльность клиентов и выстроить бренд работодателя.