}
Публикации и общественные проекты
Назад
Юридические нюансы праздничного маркетинга
Публикация 17 Января 2024

Юридические нюансы праздничного маркетинга

Поделиться:

В современном мире бизнеса праздничный сезон не только предоставляет возможность привлечь внимание новых клиентов и напомнить о себе старым, но и ставит перед компаниями ряд юридических и регулятивных обязательств. В связи с этим понимание и соблюдение правовых норм и нюансов в праздничном маркетинге становится ключевым фактором для успешного и законного проведения маркетинговых кампаний в этот период.

Сегодня поговорим о том, какие именно юридические нюансы необходимо знать предпринимателям, чтобы случайно не испортить праздник ни себе, ни покупателям.


Правовые нормы для проведения праздничных розыгрышей и акций 

Закон № 38-ФЗ

Настольным руководством любого уважающего себя маркетолога, конечно же, должен стать федеральный закон «О рекламе». Этот закон устанавливает основные требования к содержанию и форме рекламы — она должна быть правдивой и не включать в себя информацию, вводящую потребителя в заблуждение.

Проще говоря, нельзя перебарщивать с кликбейтами: не использовать фейковые новости из непроверенных источников, обещания легкой наживы и не приписывать продукту те свойства, которых у него нет.

14.3 КоАП РФ

То же самое относится и к розыгрышам и лотереям. Обязательно проверьте соответствие характеристик приза указанным в рекламе — сведения должны быть достоверными. Если вы пообещали победителю электрический чайник Philips, а на деле вручили китайский аналог, высок риск получить штраф за недостоверную рекламу конкурса — до 500 000 ₽.ст.

Законы о защите прав потребителей. Одним правдивым описанием преимуществ товара дело не ограничивается. Закон «О защите прав потребителей» регулирует процессы продажи, устанавливая правила отмены покупки, возврата и обмена товаров. Потребители имеют право получить максимально точную информацию о самом порядке и условиях проведения акции, и ваша обязанность — предоставить ее в своем рекламном сообщении.

Закон № 152-ФЗ

Помимо этого, проводя маркетинговые кампании, включающие в себя сбор и хранение личной информации, нужно быть крайне осторожным: здесь вступает в силу Федеральный закон «О персональных данных», а также мелькают на горизонте штрафы за его нарушение. Удостоверьтесь, что не забыли все необходимое:

  • максимально предметное и однозначное согласие на обработку персональных данных (ПД);
  • прописанные в документе разъяснения всех нужных терминов;
  • отдельное согласие на распространение данных;
  • безопасность конфиденциальной информации (принятие локальных нормативных актов по обработке и защите ПД, оформление отношений с субъектами ПД и контрагентами и подача заявления в Роскомнадзор).

Маркировка рекламы. Не стоит забывать и о маркировке рекламы. Таковой будут считаться публикации, направленные на продвижение продукта или услуги, за которые другое юрлицо или физлицо заплатило деньги либо осуществило взаимозачет другими услугами (договор бартера).

Обязательная маркировка товаров: для каких товаров и как к ней подключиться

Следуя этой логике, маркировке подлежат:

  • посты в российских соцсетях (ВКонтакте, Одноклассниках, Телеграме и т. д.);
  • таргетированная и контекстная реклама (если вы настраиваете ее самостоятельно, не через подрядчика);
  • публикации в СМИ;
  • реклама в формате видео (прямые трансляции, сторис, рекламные вставки — прероллы, мидроллы, построллы);
  • реклама в формате аудио (подкасты).

И на данный момент никак не маркируются email-рассылки и посты в запрещенных на территории Российской Федерации сетях.

Так выглядит схема получения токена и маркировки рекламного контента с привлечением подрядчика в лице коммуникационного агентства

 

Защита прав потребителей

Прозрачность условий акций и рекламных предложений. Потребители должны ясно понимать условия участия, а также правила получения призов — их нужно указывать в доступной форме, чтобы избежать недопонимания. Поэтому вся нужная информация должна быть максимально подробной и выдержанной в нейтральном тоне, вне зависимости от ToV бренда.

Допустим, если в рекламе вы сказали, что устраиваете грандиозную распродажу и продаете все со скидкой 50%, но на самом деле цены скинули только на пару продуктов, то вы привели неполные условия акции.

Защита от обмана и неправомерной рекламы. Как бы предпринимателю ни хотелось привлечь внимание к своей рекламной кампании, она должна быть честной и не дискредитировать конкурентов. Категорически запрещается использование обманных тактик либо лживой информации.

О том, что под этим подразумевается и как не переступить тонкую грань между дружеской подколкой соперника и правонарушением, можно узнать в письме ФАС России от 24.12.2020 № АК/113856/20 «О соотношении норм законодательства о недобросовестной конкуренции с нормами законодательства о рекламе и о защите прав потребителей».

Также не стоит умалчивать о чем-то существенном, связанном с товаром, условиями его покупки или использования. Если вы утверждаете, что продаете телефоны с полной комплектацией, а по факту — без зарядников, то жалобы покупателей, а соответственно, и штрафы неминуемы.

Правила возврата товаров и услуг во время праздничных акций. Всякий рекламодатель должен досконально изучить правила возврата товаров. Не следует ожидать, что примут участие только «ветераны» розыгрышей, которые заранее ознакомились с вопросом. Проводящие акцию бренды должны сами в условиях четко прописать, что потребители имеют право на возврат товара и какие шаги для этого нужно предпринять.

Авторские права и интеллектуальная собственность

Здесь нужно обратить внимание на два основных направления.

Анализ требований к использованию символов и образов в новогодней и праздничной рекламе. Необходимо учитывать требования к использованию символов и образов, чтобы избежать нарушения авторских прав и не оскорбить чувства определенных групп лиц. Согласно закону о рекламе, нельзя:

  • демонстрировать курение и употребление алкогольных напитков;
  • показывать детей в рекламе азартных игр;
  • употреблять непристойные выражения;призывать к насилию;
  • очернять конкурентов (использовать некорректные сравнения и дискредитировать, распространяя ложную информацию);
  • использовать чужие товарные знаки, бренды и логотипы;допускать сравнения в превосходной степени и иностранные слова без перевода.

Разрешается использование цитат — однако необходимо, чтобы прошло более 70 лет после смерти автора. Использование картинок, видео или аудио современных авторов разрешается только по согласованию.

Примеры нарушений и решения споров в этой сфере. Пару лет назад в небольшом российском городе незадолго до Дня Победы владелицу магазина цветов оштрафовали за использование образа красноармейца в рекламе. На рекламном изображении персонаж строго смотрел на прохожих и спрашивал, купили ли они цветы для своих любимых. ФАС посчитала это неуместным для образа солдата и запретила рекламу. 

Впрочем, запрета можно избежать, если вовремя внести изменения в рекламные материалы.

В декабре 2017 года в рамках рождественской рекламной кампании британская пекарня Warburton предложила клиентам сфотографировать свои самые удачные оладьи и опубликовать с хештегом #CrumpetCreations. Как выяснилось, CrumpetCreations является названием изготовителя уникальных костюмов для фурри-сообщества. Это вызвало негодование со стороны некоторых покупателей. Сотрудники Warburton быстро извинились перед клиентами и заменили хештег.

По мнению ФАС, переработка содержания исторического плаката оскорбляет память ветеранов Великой Отечественной войны, пожилых людей и создает оскорбительный образ героя войны, солдата, защищавшего Родину, что недопустимо по требованиям законодательства РФ о рекламе

Налоги и основные риски

Стоит обратить внимание на финансовую сторону вопроса.

Налоговые и финансовые аспекты. При проведении розыгрышей и акций необходимо учитывать налоговые и финансовые обязательства, включая подоходный налог с призов и расходов на организацию мероприятия, а также донести эту информацию до участников.

Какие налоги и взносы платят ИП

С большинства выигрышей резиденты России платят НДФЛ по основной ставке 13% либо 15% от суммы, которая превышает 5 млн рублей в год. В рекламных акциях призы чаще всего облагаются по самой высокой ставке НДФЛ — 35%.

Также рекламодателям и их клиентам необходимо помнить, что любые выигрыши до 4000 ₽ в год облагаются НДФЛ. Если же выигрыш составил от 4001 до 15 000 ₽, заплатить налог должен игрок, свыше 15 000 — налоговый агент.

Ответственность и риски. Нарушение законодательства может привести к немедленной юридической ответственности для компании и иметь серьезные последствия в виде штрафов. Кроме того, по закону о рекламе в случае распространения ложной информации потребители вправе обратиться в арбитражный суд с иском к компании об опровержении недостоверной рекламы.

Минимизировать риски можно с помощью:

  • тщательного планирования;
  • разработки руководства по антикризисным коммуникациям;
  • сотрудничества с проверенными подрядчиками, чтобы избежать задержек, потери или порчи товаров во время доставки.

Посмотрим на примерах.

Практические рекомендации и разбор кейсов

Учитывая многообразие правовых аспектов, связанных с проведением праздничных розыгрышей и акций, компаниям рекомендуется заранее обращаться за юридической консультацией для соблюдения всех требований.

А что касается креативной составляющей — помните, что люди прежде всего покупают не товары, а эмоции. Откажитесь от надоедливых СМС и пуш-уведомлений и привлеките покупателей эмоциональной рекламой. Прозрачность и простой элемент человечности работают гораздо лучше, чем всяческие финансовые ухищрения.

Например, в 2013 году банк Industrial Credit Union устроил акцию «Случайные проявления доброты». Сотрудники угощали прохожих печеньем и кофе, оплачивали бензин, раздавали подарки бездомным. Об этой акции рассказали в СМИ, в результате чего продажи банка выросли на 12%. За ним последовали и другие банки, сделав акцию ежегодной традицией.

Вирусная реклама — что это?

А в 2014 в предпраздничный период Harvey Nichols выпустили ироничный ролик под названием GiftFace. Этим словом обозначают вымученное выражение лица у человека, получившего ненужный подарок. Так компания предлагала внимательнее выбирать презенты в магазинах ее сети.

Заключение

Несомненно, проведение праздничных, да и просто любых маркетинговых акций требует детального внимания к множеству юридических аспектов. Хотя такая подготовка может показаться долгим и муторным процессом, пренебрежение даже мельчайшими деталями может повлечь за собой значительные потери средств. Поэтому лучше заранее ознакомиться с законодательством, обратиться к успешным и не очень примерам других брендов и лишь потом садиться за разработку рекламной кампании.Покупатели так или иначе заинтересованы выгодно приобрести что-то новое в праздничный период. Если вы поможете им сделать это легко и в рамках закона, то подарите замечательный праздник и получите еще больше лояльных клиентов.


Андрей Андреев

Председатель совета Московской коллегии адвокатов «Андреев, Бодров, Гузенко и Партнеры»

Оригинал статьи © Бизнес-секреты