}
Публикации и общественные проекты
Назад
Закон о развитии креативных индустрий: официальный выход из тени или очередной повод платить налоги?
Статья 08 Января 2024

Закон о развитии креативных индустрий: официальный выход из тени или очередной повод платить налоги?

Поделиться:

Мы живем в эпоху экономики впечатлений, когда при покупке товара или услуги в первую очередь оцениваются именно эмоции, которые они дарят потребителю. Именно поэтому в современном мире креативные индустрии занимают все более значимое место — они не только приносят высокий доход, но и формируют имидж и культурное наследие государства, а также дают своей аудитории те самые, необходимые им чувства.

Впервые в России данный термин появился в Указе Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».

Не так давно Госдума приняла в I чтении законопроект о развитии креативных индустрий в России. Документ предлагает закрепить в законе понятие "креативные индустрии", под которым понимается экономическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, распространением и реализацией креативных продуктов — результатов интеллектуальной деятельности. Также присутствует пункт о разработке единого реестра субъектов креативных индустрий, в который войдут сведения о физических и юридических лицах, а также об индивидуальных предпринимателях, которые соответствуют критериям субъекта креативных индустрий.

Что дает данный закон и на какие сферы деятельности он повлияет? Согласно докладу «Креативная экономика Москвы в цифрах» от ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, креативный сектор включает в себя 16 отраслей:

  • Музыка
  • Дизайн
  • Фотография
  • Культурное наследие
  • Телерадиовещание
  • Исполнительское искусство
  • Архитектура
  • Музеи, библиотеки, архивы
  • Издательская деятельность
  • Кино и анимация
  • Мода
  • Образование в креативных индустриях
  • ИТ и видеоигры
  • Арт-индустрия
  • Реклама
  • Ювелирное дело.

Добавленная стоимость креативных индустрий Москвы достигла 1.12 трлн руб., или 6.29% валового регионального продукта (ВРП). По вкладу в столичную экономику творческий сектор более чем в 1.5 раза опережает даже столь масштабную отрасль, как строительство (3.9% ВРП).  Что и приводит нас к вопросу — насколько сильно государство регулирует такую крупную ветвь экономики?

Как показал недавний опыт с блогерами (которые, впрочем, станут отдельной отраслью экономики), — не очень. Пока креативные индустрии остаются в тени и работают в серых схемах, но новый законопроект может повлиять на ситуацию, предоставив меры господдержки. Их имеют право получить те субъекты, которые зарегистрированы на территории России в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя или самозанятого, работают в России, осуществляют один из установленных видов креативных индустрий и включены в реестр, а также у них нет просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам или обязательным платежам перед бюджетами бюджетной системы России.

Новый законопроект позволит нормализовать и легализовать деятельность в сфере культуры, дизайна, искусства и других творческих областях. Создание четких правовых рамок способствует снижению неопределенности и рисков для работников этой сферы, а также обеспечивает возможность получения финансовой поддержки и инвестиций.

Однако, важно также рассмотреть, какие компенсации и обязательства возникают для предпринимателей и творческих работников в связи с введением законодательства, направленного на креативные индустрии. Некоторые предприниматели считают, что введение законов о развитии креативных индустрий может привести к дополнительным налоговым обязательствам, бюрократическим преградам и вероятному ужесточению цензуры, что отталкивает от легальной деятельности и стимулирует сохранение неформальных структур.

Для того чтобы закон о развитии креативных индустрий реально стал официальным выходом из тени и способствовал развитию данного сектора, необходимо обеспечить прозрачность и предсказуемость его применения, а также учесть мнение и интересы предпринимателей и специалистов в данной области. Это позволит достичь баланса между поддержкой и регулированием, создавая условия для процветания креативных индустрий и одновременно обеспечивая соблюдение налоговых и правовых норм.


Андрей Андреев
читать блог на zakon.ru